«Неизвестная» книга Великого поста.О Постной Триоди

Вы слушаете цикл бесед, посвященных подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие слушатели, Великий Пост имеет свою особую богослужебную книгу – Триодь постную. В эту книгу входят все песнопения, то есть стихиры и каноны, все библейские чтения на каждый день поста, начиная с Воскресения Мытаря и фарисея и кончая вечерней Святой и Великой Субботы. К сожалению, в настоящее время мало кто знает красоту и глубину этих великопостных служб. Незнание Триоди – главная причина постепенной переоценки в понимании смысла и значения Поста, произошедшей в сознании верующих чисто формально. Подлинное вдохновение и восприятие призывов Великого Поста в настоящее время почти утеряны. И единственная возможность их вновь обрести – это внимательное слушание всех песнопений Триоди.
Обратим внимание, например, на то, как часто в стихирах мы слышим предупреждение именно против формального, и, следовательно, лицемерного понимания Поста.
Уже в среду Мясопустной недели говорится: «Напрасно ты радуешься, о душа, что воздерживаешься от пищи, тогда как от страстей ты не очищена. В тебе нет желания исправления, ты будешь в презрении, как лживая, перед очами Бога. Ты будешь сравнена со злыми демонами, которые никогда не едят. Если ты будешь продолжать грешить, твой пост будет бесполезен. Поэтому стремись постоянно стоять перед распятым Спасителем или, скорее, стремись распяться Ему, Который был распят для твоего спасения».
Или вот еще стихира среды четвертой недели: « Жаждущие духовных утешений совершают свои добрые дела втайне, не разглашая их на торжищах или площадях, но непрестанно молясь в глубине сердца. Потому что Тот, Кто видит сотворенное втайне, вознаградит нас за наше воздержание. Постимся не с печальными лицами, но непрестанно молясь в глубине души: «Отче наш, который на небесах, не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого».
В течение всего Великого поста в стихирах постоянно говорится о противоположности смирения мытаря и самохвальства фарисея и осуждается лицемерие.
В чем же состоит настоящий Пост? Триодь отвечает: прежде всего, во внутреннем очищении.
«Постимся, верующие, чтобы избавится от вредной пищи и губительных страстей, чтобы получить жизнь от Божественного Креста и вернуться с благоразумным разбойником в отчий дом».
Триодь призывает нас вернуться к любви, она зовет к борьбе с бессмысленной жизнью, с ненавистью, несправедливостью, завистью.
«Братия, постясь телесно, будем поститься и духовно, развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к нужным изменениям, разорвем неправедные писания, дадим алчущим хлеб и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа великую милость. Придите, верующие, будем во свете делать дела Божии, как днем, будем ходить честно, благообразно, избавимся от несправедливого обвинения ближнего, не стараясь толкнуть с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, разовьем данные нашей душе дарования, дадим требующим хлеб и приступим ко Христу в покаянии взывая: «Боже наш, помилуй нас!»
Слушая эти стихиры, мы далеки от фарисейского понимания поста, преобладающего в настоящее время и определяющего исключительно отрицательное отношение к посту как к определенному неудобству, на которое мы по своей доброй воле, страдая, соглашаемся, но которое автоматически зачтется нам как наша заслуга и доведет нас до оправдания перед Богом. Сколько людей соглашаются с той мыслью, что пост – это время, когда что-то само по себе приятное и хорошее запрещено, как будто Господь находит удовольствие в том, чтобы нас мучить. Для творцов великопостных стихир Пост означает как раз совершенно противоположное: это возвращение к нормальной жизни, к тому пощению, которое нарушили Адам и Ева, допустив таким образом в мир страдание и смерть. Поэтому Великий пост приветствуется как «духовная весна», как «время радости и света».
«Засияла весна постная – цвет покаяния. Радостно воспримем завещание поста. Если бы праотец наш Адам не нарушил поста, мы не были бы лишены рая. Время поста – время радостное, светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы. Насытившись обильно всякой другой добродетелью, радостно воззовем».
Только те, кто радуется о Господе, для которых Христос, Его Царство – высшее желание и радость жизни, способны радостно принять борьбу против зла и греха и участвовать в окончательной победе над ними. Вот почему только к мученикам среди разных видов святости обращаемся мы за каждой великопостной службой. Только они восхваляются в особых посвященных им стихирах. Потому что именно мученики предпочли Христа всему другому на свете, включая самую жизнь. Они так радовались во Христе, что могли вместе со святым Игнатием Антиохийским сказать, умирая: «Теперь мы начинаем жить». Они – свидетели Царствия Божия, потому что только те, кто видел и вкусил Его сладость, способны на такое высшее самозабвение. Они – наши спутники, наши вдохновители в течение Великого Поста, который для нас именно есть время борьбы за восстановление божественного, небесного и вечного начала в наших душах.
«Одним дыша, на одно взирая, страстотерпцы- мученики, вы нашли один путь жизни – смерть за Христа. Облекшись в броню правды, вооружившись силою Креста, вы были воинами, добром побеждающими. Вы мужественно противились вашим мучителям, и, одолев дьявольские козни, стали победителями и сподобились венцов. Молитесь Христу Богу о нас, чтобы души наши были спасены».
В течение сорока дней Крест Господень, Его Воскресение и Сияющая Радость Пасхи – главная тема всех великопостных песнопений. Постоянное напоминание, что, как бы труден и узок ни был путь, он в конце ведет к трапезе Христа в Его Царстве. Ожидание и предвкушение Пасхальной Радости проходит через весь Пост и придает настоящий смысл постному подвигу.
Желая причаститься Божественной Пасхе, продолжим Пост, дающий нам победу над дьяволом, и приобщимся Священнейшей Христовой Пасхе.
Постная Триодь – неизвестная, забытая книга. Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, постигнуть вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия, пасхального образа жизни, смерти и вечности.
Это была беседа, посвященная подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.

Набор аудиопроповеди http://shmeman.ru

Оставить комментарий