«Не хлебом единым»

Вы слушаете цикл бесед, посвященных подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие слушатели, нет Великого Поста без того, чтобы поститься. Кажется, однако, что в настоящее время люди либо несерьезно относятся к посту, либо неверно понимают его духовное значение. Для одних пост состоит в символическом лишении себя чего-нибудь. Для других он означает добросовестное соблюдение внешних правил, относящихся к запрету употребления скоромной пищи. И в том и в другом случае пощение редко рассматривается как часть чего-то входящего в общий великопостный подвиг. Поэтому как в одном, так и в другом случае, нам надо сперва понять учение Церкви о посте, а затем спросить себя самого: как могу я сам применить это учение к моей собственной жизни?
Пощение (или воздержание от пищи) никогда не было исключительно христианской практикой. Оно существовало и существует в других религиях и даже вне религии, как, например, в специальной терапевтике. В наше время люди постятся (или воздерживаются от пищи) по самым различным причинам, включая иногда чисто политические. Поэтому для нас важно разобраться в специфически христианском значении поста. Это значение раскрывается, прежде всего, через внутреннюю связь между двумя событиями, о которых рассказано в Библии: об одном из них — в начале Ветхого, о другом — в начале Нового Завета. Первое событие следующее: Адам «нарушил пост» в раю, он съел запрещенный плод — так показывается нам первородный грех. Христос, Новый Адам, — рассказывается в Новом Завете — начинает свое служение постом. Адам подвергся искушению – и не выдержал. Христос был искушен – и победил искушение. Следствием падения Адама было его изгнание из рая и смерть. Плоды победы Христа — уничтожение смерти и наше возвращение в рай. Недостаток времени лишает нас возможности подробно объяснить значение этого параллелизма. Однако, уже из сказанного достаточно ясно, что пост является чем-то решающим. Это не просто какое-то обязательство или обычай; пост связан с самой тайной жизни и смерти, спасения и гибели.
Согласно учению Православной Церкви, грех — это не только нарушение какого-то закона, требующее определенного наказания; грех – это всегда извращение жизни, данной нам Богом. Вот почему история первородного греха показана нам как поступок, связанный с едой. Пища необходима для живого организма, так как она поддерживает в нас жизнь. Но здесь-то и встает главный вопрос: что такое сама жизнь? что значит быть живым? В настоящее время слово «жизнь» рассматривается главным образом в его биологическом значении: жизнь – это именно то, что всецело зависит от пищи и вообще от физической стороны всего живого. Но, в свете Священного Писания и христианского предания, эта жизнь, оканчивающаяся смертью, отождествляется со смертью. Это из-за того, что начало смерти всегда присутствует и действует в ней. Мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Бог – Податель Жизни. Каким же образом жизнь стала смертной? Почему смерть, одна только смерть, есть абсолютное условие всего существующего? Церковь отвечает: потому что человек отверг ту жизнь, которую предложил ему и дал ему Бог, а вместо этого предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от «хлеба» и только от хлеба. Этим самым человек не только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил сам характер взаимоотношений между собой и окружающим его миром. Без сомнения, мир был дан человеку как «пища», как средство к жизни; но, в то же время, жизнь эта должна была быть общением с Богом; жизнь не только должна была иметь в Боге свое завершение, но и свою совершенную полноту. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», – говорит евангелист Иоанн. Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом; и только пища, принятая ради Бога, может быть животворной. Сама по себе пища не имеет жизни и не может ее производить. Один Бог имеет Жизнь, Он Сам – Жизнь. В пище начало жизни — тоже Бог, а не калории. Таким образом, питаться, т. е. быть живым существом, – та же самая реальность, как и знать Бога и быть в общении с Ним. Безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Более того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, помимо Него и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища дает жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он сможет сам стать подобным Богу, т. е. иметь жизнь в самом себе.
Проще сказать: Адам поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались богами Адама, источником и началом его жизни. И он стал их рабом. Адам по-еврейски значит «человек». Поэтому его имя — и мое имя, наше общее имя. И сегодня человек все еще Адам, все еще раб «пищи». Человек сегодня может уверять, что он верит в Бога, но для него Бог — уже не его жизнь, не пища, не всеобъемлющее содержание его существования. Человек может уверять, что он получает жизнь от Бога, но на самом деле он не живет в Боге и для Бога. Его знание, его опыт, его самоуверенность построены всегда на том же самом принципе: «хлебом единым». Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Изо всех грехов это самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.
Христос — Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он начал свое земное служение с поста. «… Пропостившись сорок дней и сорок ночей, Христос напоследок взалкал (т.е. почувствовал голод)», – говорит евангелист Матфей. Голод — это то состояние, когда мы сознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно, насущно необходима пища, — что и доказывает, впрочем, что нет в нас самосущной жизни. Голод – это тот предел, за которым я или умираю от голода, или, насытив свое тело, сознаю вновь, что живу. Другими словами, голод – это тот момент, когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И так как этот вопрос не отвлеченный, а ощущаемый всем моим телом, момент этот оказывается и искушением.
Сатана пришел к Адаму в раю; он же пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь от пищи, что твоя жизнь – в пище. И Адам поверил и стал есть, а Христос отверг это искушение и сказал: «Не хлебом единым будет жить человек, но Богом». Христос отверг эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, как якобы не поддающуюся даже обсуждению, как очевидную истину, как основу всего нашего людского мировоззрения, основу науки, медицины, и, может быть, даже религии. Отвергнув ложь сатаны, Христос восстановил правильный порядок в соотношении между пищей, жизнью и Богом. Христос восстановил ту взаимосвязь между Богом, человеком и пищей, которую нарушил Адам, и которую мы продолжаем нарушать каждый день.
Это была беседа, посвященная подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.

Набор аудиопроповеди http://shmeman.ru

Оставить комментарий